Разделы сайта

Главная

Молодому специалисту

Гигиенические требования к организации образовательного процесса

Как избежать ошибок в преподавании

Как построить урок эффективно

Методические рекомендации молодому педагогу и требования к современному уроку

Типы уроков

В зависимости от дидактических целей выделяют следующие типы уроков:

• Формирование знаний.

• Закрепление и совершенствование знаний.

• Формирование и совершенствование знаний.

• Формирование умений и навыков.

• Совершенствование знаний, умений и навыков.

• Применение знаний на практике.

• Повторение и систематизация знаний.

• Проверка знаний.

• Комбинированный урок.

В зависимости от типа урока определяют следующие цели:

• Усвоение новых знаний.

• Усвоение умений и навыков.

• Комплексное применение знаний, умений и навыков.

• Обобщение и систематизация знаний.

• Проверка, оценка и коррекция знаний, умений и навыков.

• Развитие логического мышления.

• Овладение умением применять полученные знания и навыки в но-

вых ситуациях.

• Усвоение учащимися понятий, правописаний, формулировок, теорем и т. д.

Виды уроков:

Традиционный — проверка домашнего задания, объяснение новой темы, закрепление.

Комбинированный — с элементами самостоятельной работы, лекцией, проблемно-поисковой деятельностью.

Урок-зачет, урок-семинар, урок-диспут, урок-конференция, урок-практикум, урок самопроверки (тестирование) и др.

Требования к целям урока

В начале урока необходимо определить триединую цель:

Триединая цель

образовательная развивающая воспитывающая

Образовательная предусматривает:

1. Обеспечить и проконтролировать степень усвоения следственных понятий, входящих в содержание темы урока.

2. Сформулировать (продолжать формулировать) какие-то понятия.

3. Закрепить умения и навыки учебной работы (сочинения, ответы, работа с книгой, справочником, развитие чтения, письма).

4. Какие основные факты, общие понятия, выводы и причинноследственные связи должны быть усвоены на уроке.

5. Какие новые черты в развитии общественных процессов раскрываются на уроке.

6. Какие знания учащихся закрепляются и углубляются, в чем это выражается.

7. Какие умения, идеи, теории, представления формируются.

Развивающая:

1. Задачи развития интеллекта, воли, эмоций и познавательных интересов.

2. Задачи развития умения выделить в ходе урока главное, существенное (составление схем-конспектов, планов изученного, контрольных вопросов по теме, формирование умения сравнивать, обобщать).

3. Обеспечение в ходе урока развития у школьников самостоя-

тельности в учении.

4. Развитие речи учащихся, умение преодолевать трудности в учении, закалять волю, создание эмоциональных переживаний.

5. Развитие мышления, речи, памяти, эмоций, интересов, способности к практике.

Воспитывающая:

1. Содействие в ходе урока формированию мировоззренческих идей (материальность мира, причинно-следственные и другие явления), познавательности мира, разоблачению ложных юношеских взглядов на какие-то категории...

2. Ознакомление с общественно-политическими событиями, разоблачение антиобщественной пропаганды.

3. Трудовое воспитание, профориенгационное, нравсгвенное (патриотизм, коллективизм, гуманность, милосердие), эстетическое, физическое...

Варианты формулировки целей уроков разных типов

ТИП УРОКА ПРИМЕРНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛЕЙ

Формирование новых знаний

Учащиеся должны:

— иметь представление о...

— иметь общее понятие о...

— распознавать...

— понимать содержание...

— ориентироваться в причинно-следственных связях...

— уметь выявлять закономерности...

Формирование новых умений и навыков

  • уметь применить знания в стандартной ситуации;
  • уметь самостоятельно выполнить задание...
  • уметь раскрыть способ выполнения задания...

Закрепление и совершенствование знаний

— знать конкретную информацию...

— уметь (решить, провести анализ, сформулировать)...

— уметь воспроизводить полученные знания...

Систематизация и обобщение учебного материала

  • знать...
  • уметь систематизировать учебный материал...
  • уметь делать обобщение...

Проверка и оценка знаний

В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень) учащиеся должны:

  • уметь узнавать при внешней опоре... 
  • уметь воспроизводить по образцу...
  • уметь воспроизводить по предложенному алгоритму...
  • уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию...

Распространенные ошибки формулирования целей урока:

1. Отображение учителем своей деятельности или содержания урока, например: познакомить учащихся..., показать, рассказать учащимся... и т. п.

2. Определение учителем порядка деятельности учащихся, например: учащиеся выполняют..., решают..., знакомятся... и т. п.

3. Определение учителем цели урока для себя, а не для учащихся.

4. Постановка развивающей цели конкретного урока, а не ряда уроков, связанных одной темой.

 

Алгоритм анализа целей урока

Анализируя цели урока, «проверяющие» определяют:

— краткость, четкость и простоту формулировки цели;

— степень осознанности учителем цели;

— заложен ли в формулировке конечный результат, т. е. диагностична ли цель;

— чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся, особенностями классного коллектива и т. д.;

— какова связь цели с темой урока, т. е. перспективна ли цель;

— реальность достижения цели;

— соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;

— отсутствие разрыва между целью и результатом.

Структура традиционного урока (или его этапы)

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ВАРИАНТЫ ДЕЙСТВИЙ

Организационный (3—5 мин)

— Приветствие;

— как подготовлено помеще-

ние к уроку, соответствует ли

гигиеническим требованиям;

— определение отсутствующих;

— проверка готовности уча-

щихся к уроку;

- побуждение учащихся к ак-

тивной деятельности

Эффектное и доброжела-

тельное начало с шутки,

комплимента, эпиграфа,

девиза, решения проблем-

ной ситуации

Проверка домашнего задания

( 7 - 1 0 мин)

Выявление факта выполне-

ния домашнего задания классом;

выяснение причин невыпол-

нения сложных моментов в до-

машнем задании;

— исправление ошибок

— Самопроверка по ключу;

— взаимопроверка;

фронтальная проверка;

программированный оп-

рос;

— тест

Подготовка учащихся к восприятию новой темы (3 — 5 мин

Показать логическую взаи-

мосвязь подаваемого учебного

материала с ранее изученным

материалом, четко разграничить основную и дополнительную информацию;

— проверка объема и качества

усвоения предыдущего взаи-

мосвязанного материала от-

дельными учениками;

— проверка (или напоминание)

сформированное™ ОУУН (обще-

учебных умений и навыков);

— сообщение темы изучения;

— формирование совместно с

учащимися цели и задачи изу-

чения нового материала;

— показ практической значи-

мости новой темы, мотивация

учащихся к ее усвоению;

— поста! ювка учебной проблемы

Устный фронтальный

опрос на уровне репро-

дукции;

— тестирование;

— индивидуальный опрос;

— создание нестандартных

ситуаций в использовании

знаний;

дискуссия;

— адекватное целеполагание;

— проблемное задание;

— эвристический вопрос;

— выдвижение гипотезы;

— познавательная задача

Подача нового материала или усвоение новых знаний

(15-20 мин)

Первичное погружение в

содержание темы (работа с

материалом учебника, графи-

ческой таблицей или планом

темы);

— первичное обобщение и

систематизация нового учебно-

го материала после предвари-

тельного погружения в содер-

жание новой темы;

в ходе освоения нового ма-

териала обучать собственной

деятельности по изучению со-

держания, умениям и навыкам

рационально учиться

Сущность обучения не

в изложении материала, а

в изучении его учащимися

под руководством учигеля;

— методические приемы:

• объяснителъно-иллюстра-

тивный;

• проблемный;

• проблемно-поисковый;

• наглядный;

— виды работы:

• беседа;

• лекция;

• самостоятельная работа;

— групповая и коллектив-

ная организация познава-

тельной деятельности;

— словарная работа

Закрепление новых знаний

(5 10 мин)

Закрепление знаний на

уровне репродукции;

— углубление осмысления

учащимися учебного материа-

ла, проверка понимания сущ-

ности новых понятий;

— закрепление в нестандарт-

ных ситуациях

— Тестовые задания;

— проблемные вопросы;

— дифференцированные за-

дания;

вопросы от противного;

— выделение главного в теме

Заключительный (5 — 7 мин)

— Подведение итогов урока

(оценивание мотивации уча-

щихся на уроке, прилежания,

знаний, умений и навыков в це-

лом на уроке);

— мотивирование домашнего

задания;

— подробный, но сжатый ин-

структаж по выполнению до-

машнего задания

Развернутая словесная

характеристика познава-

тельной деятельности на

уроке каждого учащегося;

оценка учебных достиже-

ний в баллах;

— дифференцированные

задания;

индивидуальные задания;

— добровольные задания

как воспитательное средство

 Примечания:

1. Домашнее задание не должно копировать содержание работы на уроке, оно должно быть проблемно-поисковым, с обязательным ознакомлением с дополнительной информацией.

2. Отметки выставляются в дневник до звонка, так как перерыв — личное время учащегося.

 

УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ

Организационная и заключительная части урока не менее важны, чем основная часть урока — именно они создают основу для познавательной деятельности на уроке и мотивируют учащихся на дальнейшую работу.


Примерные схемы уроков в зависимости от их типов

Схема урока усвоения нового материала:

  • организационный этап;
  • этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний;
  • этап освоения новых знаний;
  • этап закрепления новых знаний;
  • этап информирования учащихся о домашнем,задании и комментирование порядка его выполнения.

Схема урока закрепления изученного материала:

— организационный этап;

— этап подготовки учащихся к закреплению полученных знаний;

— этап закрепления знаний;

— этап информирования учащихся о домашнем задании и комментирование порядка его выполнения.

Схема урока повторения:

— организационный этап;

— этап подготовки учащихся к повторению приобретенных знаний;

— этап повторения;

— этап информирования учащихся о домашнем задании и комментирование порядка его выполнения.

Урок систематизации и обобщения изученного материала:

— организационный этап;

— этап подготовки учащихся к составлению (повторению) алгоритмов, опорных схем, таблиц, тезисов и т. п.;

— этап обобщения и систематизации изученного;

— этап информирования учащихся о домашнем задании и комментирование порядка его выполнения.

Урок проверки и оценки знаний:

  • организационный этап;
  • этап подготовки учащихся к проверке знаний;
  • этап всесторонней проверки знаний;
  • этап информирования учащихся о домашнем задании, которое должно носить проблемно-поисковый характер.

Алгоритм подготовки к уроку

Урок начинается не со звонка, а с подготовки к уроку.

Для эффективности проведения урока необходимо:

1. Определить и сформулировать тему урока.

2. Определить место данного урока в системе уроков.

3. Определить и сформулировать цели деятельности учителя и учащихся.

Элементарные требования к рабочему плану урока:

1. Определить тип и вид урока.

2. Четко сформулировать цель урока, исходя из его места и роли среди предыдущих и последующих уроков.

3. Выделить этапы урока и определить для них примерное время.

4. Поставить задачи к каждому этапу.

5. Предусмотреть разноуровневые задания для учащихся (с ритма активной деятельности не должны выпасть «сильные» и «слабые» учащиеся, а также основная «средняя» группа учащихся).

6. Продумать методы и приемы обучения, помня о степени эффективности каждого метода.

7. Подготовить наглядность или ТСО.

8. Избрать прием оценивания знаний, умений, навыков, а также мотивации учащихся.

9. Домашнее задание должно быть в обязательном порядке дифференцированным.

Алгоритм здоровьесберегающих технологий

Здоровьесбережение детей в значительной мере зависит от организации учебного процесса. Основной структурной единицей учебной работы является урок, от построения которого зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Как войти в класс

Как войти в класс и вернуться оттуда живым или несколько практических советов молодому преподавателюраскрыть » / « свернуть

Как анализировать свой собственный урок

Первое что делать должен учитель, анализирующий свой урок, - определить его место в теме и в будущем курсе, а так же задать себе вопрос, насколько ясным это место для учащихся после урока.раскрыть » / « свернуть